Начиная с 2017 года, платежки россиян пополнятся новой отдельной строкой - оплатой за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Сейчас данные расходы скрываются в общей графе «Содержание и ремонт жилого помещения». Так что вскоре данная услуга перестанет быть жилищной и станет коммунальной. Что это для нас означает?
Оплата за вывоз мусора на сегодняшний день не подлежит нормированию. Она в среднем приравнивается 2,5 рублям за один квадратный метр жилой площади, но может оказаться и большей, поскольку тариф устанавливает компания, которая управляет домом. Она чем угодно может руководствоваться при установлении цены - расценками транспортной компании, переработчика мусора. Не исключен и вывоз мусора на дешевую нелегальную свалку с присвоением разницы в стоимости.
Начиная с нового года, установлением тарифов будут заниматься региональные операторы по обращению с ТКО. Поскольку такой оператор на регион только один, все жильцы будут платить за вывоз мусора одинаково. Но не во всех регионах утвердили территориальные схемы обращения с отходами, без которых выбрать оператора невозможно. Так что не исключено, что новый год придется таким жильцам встречать в окружении гор мусора.
Действительно ли над нами нависла угроза мусорного коллапса, рассказывает Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ.
- Сергей Ефимович, все регионы должны были в срок до 26 сентября утвердить территориальные схемы по обращению с отходами. У всех ли получилось успеть?
- Нет, к сожалению. Всего 48 территориальных схем удалось согласовать. Но это не просто формальная процедура, это важнейший элемент реформы, которая проводится в сфере унификации отходов, выстраивающий логистику перемещения отходов с момента из образования до окончательного захоронения либо переработки.
При этом охватываются все маршруты данной цепочки. Состав, содержание схем и требования к срокам правительство регламентировало еще в марте месяце. Поэтому ни у кого не выйдет списать задержку с разработкой на слишком сжатые сроки. Просто эту работу не все регионы начали вовремя. Росприроднадзор последние недели практически круглосуточно занимается приемом этих схем и их анализом.
61 регион имеет частично готовые территориальные схемы и степень их готовности у всех различная. В 23 регионах проводится пока что лишь подготовительная работа по формированию таких территориальных схем. В Республике Крым вообще не приступали к разработке. В Тыве, Вологодской и Тверской областях ситуация чрезвычайно плохая - они только собираются проводить конкурс. В Северной Осетии-Алании тоже еще не разработана схема.
- Что же будет с теми, кто не успел согласовать схемы?
- Времени было выделено вполне достаточно, так что разбор полетов будет проводиться уже совместно с прокуратурой. В каждом регионе устанавливается на вывоз мусора единый тариф, который от нынешнего может отличаться. Схема формальностью не является. Она представляет собой обязательное требование, с помощью которого выбирается региональный оператор. И если его не будет, то не исключена и такая ситуация, что после 1 января 2017 года некому будет вывозить мусор. Надеюсь, что все же региональные власти подобный новогодний сюрприз своим жителям не устроят и выправят ситуацию как можно быстрее. Совершенно не хочется, чтобы в любом из российских регионов возникла ситуация мусорного коллапса, подобная такой, как случилось недавно в Неаполе. Но эта опасность все же существует.
- Это означает, что нам стоит приготовиться к худшему?
- Надеюсь, что мы приняли достаточные меры для обеспечения достаточно цивилизованной работы коммунальных предприятий. Мы вернули систему лицензирования всевозможных видов работ, производимых с отходами, занимаемся утверждением территориальных схем. Следующий этап - тендеры в регионах по выбору региональных операторов. В итоге мы обеспечиваем прозрачное образование тарифов, развиваем систему переработки отходов и сокращаем количество захоронений.
Один либо несколько региональных операторов выбираются на 10-летний срок, следовательно, не будут временщиками, а придут в регион надолго и всерьез. Работу свою они смогут планировать и тарифы предлагать минимальные. ФАС предстоит работа над экономическим стимулированием переработки отходов, чтобы их стало невыгодно захоранивать.
- Не ожидается ли при этом роста тарифов? И сколько нам придется за вывоз мусора платить с 1 января 2017 года?
- Говорить об этом можно будет только тогда, когда состоятся выборы региональных операторов. Выборы – процедура открытая, победить может только тот, кто предложит самые лучшие условия. Регионы получили право устанавливать на обращение с ТКО предельные тарифы. Мы рассчитываем на то, что оплата за вывоз мусора увеличиться не должна.
- Не приведет ли к злоупотреблением выбор оператора на слишком длительный срок?
- Мы уверены, что для работы в этой сфере необходимо долгосрочное планирование. А по возможным злоупотреблениям можно сказать, что мы обратились в правительство с такой инициативой: КоАП должен быть дополнен статьей, предусматривающей ответственность операторов за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по государственным контрактам, которое повлечет за собой угрозу составляющим природной среды. Это должно снять все подобные опасения.
- Проблема несанкционированных свалок во многих регионах встает достаточно остро. Современные муниципальные бюджеты предусматривают статью расходов на устранение подобных свалок. Начиная с 2017 года, этой статьи больше не будет. Что делать?
- Жаль, но на сегодняшний день число несанкционированных свалок в двадцать раз больше числа разрешенных мест для размещения отходов. Причин этому много. Одной из них являются заниженные нормативы по накоплению на душу населения ТКО. Нормы в некоторых регионах устанавливались еще в советские времена. В результате оказываются заниженными расчеты потребного количества контейнеров и площадок для временного размещения отходов.
Уже сформировано современное регулирование, обеспечивающее решение данной проблемы. Требуется добиться только предельно эффективного взаимодействия участвующих в этой работе федеральных и региональных властных и общественных структур. Территориальные схемы - это тоже один из путей для решения этой проблемы. Необходимо коренным образом поменять систему обращения с отходами, предусматривающую переход от захоронения отходов к их переработке и формированию целой индустрии на современном уровне.
- Если даже не рассматривать качество работы с отходами, существуют ли планы увеличения количества пунктов для раздельного сбора мусора? Их ведь практически не встречается в шаговой доступности.
- Территориальные схемы должны предусматривать обустройство контейнерных антивандальных площадок, предназначенных для сбора раздельных отходов.
- Занимающиеся раздельным сбором мусора убеждены, что сырья вполне хватает, а мусороперерабатывающих предприятий мало.
- Да, не во всех регионах таких мощностей достаточно. Но есть и такие мусороперерабатывающие предприятия, которые остаются недозагруженными. Имеются планы создавать предприятия для переработки мусора, в которые отходы смогут поступать из нескольких регионов. Росприроднадзор советует всем регионам территориальные схемы предъявлять на согласование в электронном виде. На их основе мы в самом ближайшем будущем создадим интегрированную схему, отображающую обращение с отходами по всей стране. Соответственно появится возможность увидеть и варианты межрегионального воздействия в направлении переработки отходов.
- Каким образом привлечь к процессу сбора и утилизации отходов частных инвесторов? Предусмотрены ли для них различные стимулы - дотации, налоговые каникулы и другие?
- Мы рассчитываем, что институт государственно-частного партнерства (ГЧП) начнет работать в области работы с отходами, и будут между регионами и инвесторами заключаться концессионные соглашения. Гарантии по инвестициям дадут мощный импульс развитию всей инфраструктуры по переработке отходов. Площади несанкционированных свалок будут уменьшаться, а потом они и вовсе исчезнут. На жизни населения во всех регионах страны это скажется самым положительным образом.
Еще одно важное направление - это расширение ответственности производителя. Такой экономический механизм введен законодательно. Производитель товаров и упаковки или их импортер обязан принять меры по их утилизации после утраты потребительских свойств либо должен уплачивать экологический сбор. В обращении с отходами это создает замкнутые циклы, исключая захоронение и возвращая их в хозяйственный оборот. Компании будут обязаны отчитываться по товарам, включая их упаковку, которые должны быть утилизированы после утери ими потребительских свойств. Мы совместно с Росприроднадзором готовим предложения по внесению изменений в распоряжение правительства № 1886-р. Эти предложения сейчас находятся на этапе публичного обсуждения.
- Начиная с 1 июля 2016 года, вся деятельность, связанная со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией и обезвреживанием отходов с первого по четвертый класс опасности, подлежит лицензированию. Что принесла эта работа?
- Более 9 тысяч лицензий было выдано или переоформлено по данным на конец сентября. С учетом выданных ранее лицензий общее число действующих составляет 11,42 тысячи. Мы, честно говоря, ждали большего количества обращений. Поэтому можно говорить, что рынок консолидировался и упорядочился. На нем остались только игроки крупные, готовые придерживаться тех технических и технологических требований, которые устанавливает закон. Те же, работа которых техническим требованиям не соответствовала, переоформлять лицензию просто не пришли. Но те, кто попытается работать, не имея лицензии, понесут ответственность.
- Идеальная схема по отходам - какой она должна быть?
- Мы ставим перед собой задачу максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот. То есть система обращения с отходами должна быть комплексной, эффективной, учитывающей существующую инфраструктуру переработки, ее развитие. Должны быть учтены потребности как отдельных образований муниципального уровня, так и всего региона. Сегодня у нас число нелегальных свалок двадцатикратно превосходит легальные. Разработка территориальных схем должна основываться на приоритете переработки отходов над их захоронением. Важно также поэтапно запрещать захоронение тех отходов, которые на прошли сортировку, химическую и механическую обработку, а также тех отходов, использование которых возможно в качестве вторичного сырья.
Начиная с 1 января 2017 года, вступает в действие норма, согласно которой запрещается захоронение отходов, в которых входят подлежащие утилизации полезные компоненты. Перечень разновидностей таких отходов уже сформирован и выносится на утверждение правительства. Первым этапом в будущем году мы запретим захоронение отходов и лома металлов, черных и цветных, отходы оборудования и иной продукции, которые содержат ртуть.
Если схема предлагает лишь констатацию существующей ситуации, документ отправляется на доработку. Эту работу лично контролирует Артем Сидоров, руководитель Росприроднадзора. Он стремится к налаживанию максимально конструктивного взаимодействия. Коллеги практически сами участвуют в доработке, они советуют, как регионам добиться улучшения своих территориальных схем.